msJann | Дата: Пятница, 24-Июня-2011, 23:55 | Сообщение # 1 |
Железный турист
Группа: Админ
Сообщений: 734
Статус: Оффлайн
| "Тайны шахты Колыванстроя 2004"автор: Виктор Козлов. Шахта Колыванстроя
Когда мы приезжаем в Горную Колывань обязательно посещаем рудную шахту Колыванстроя. С начала 30 годов там добывали вольфрам. Шахта старая, она была законсервирована в конце пятидесятых годов, когда «дружественный» Китай стал продавать нам очень дешёвую вольфрамовую руду. До сих пор мы проходили с экскурсиями только по основному стволу шахты. Расположен он горизонтально в теле горы и имеет протяжённость около 130 метров. Попасть в шахту можно через вентиляционный канал, который находится слева от засыпанного входа. Найти его нетрудно. При движении из Колывани в направлении Мохового озера на территории бавшего посёлка Колыванстрой вам встретится огромный рудный отвал. Чуть дальше видна высокая стена, сложеная из камня – это руины рудной мельницы. Прямо за ней - засыпанный вход в шахту. По левой стороне вверх уходит тропинка, которая через 50 метров выведет к вентиляционному каналу. Это бетонный стакан около 3 метров в диаметре и 5 метров глубиной из которого в любую погоду выноситься леденящий столб холодного воздуха. На дне его, практически, всегда лежит снег, затрудняя вход в горизонтальный ствол вентиляции. В шахте холодно и сыро поэтому мы настоятельно рекомендуем иметь соответствующую экипировку. Одевайтесь как зимой + резиновые сапоги с шерстяным носком + тёплые перчатки + вязаную шапочку под каску. Наличие каски обязательно, вы не раз о ней с благодарностью вспомните, задевая в темноте о низкие своды ходов и крепи. Фонарей лучше иметь два: один на каске, другой в руке – это позволит лучше ориентироваться в условиях подземелья. Фонарь обязателен для каждого участника экспедиции. Фонари с обычной лампой накаливания (дающие жёлтый свет) предпочтительнее диодных, которые имеют небольшой радиус действия и размытое пятно освещения. Но неплохо работает комбинация, когда на голове диодный фонарь, а в руках обычный с сильным направленным лучом. В вертикальный ствол вентиляционной шахты можно спуститься по деревянной лестнице установленной в ней или, используя верёвку и альпинистское снаряжение. Достигнув дна проникаем в горизонтальный канал вентиляционного хода. Обычно приходиться протискиваться между снежным наносом и бетонным сводом отверстия. Продвинувшись несколько метров по понижающемуся снежному языку, можно, наконец, выпрямиться в полный рост и осмотрёться. В зависимости от времени года (обычно июль) вентиляционный канал (2) (см. схему) может быть залит слоем воды глубиной 20-30 см, тогда следует быть осторожным, чтобы не провалиться сквозь снег в воду. Воспользуйтесь мостками из досок уложенными у левого борта тоннеля. Пройдя метров 15-20 видим место где был установлен вентилятор нагнетающий воздух в шахту. Здесь сухо. Тоннель разделяется на два хода бетонной перегородкой и поворачивает вправо. Идти можно по любому из них, оба они соединяются в одном месте – у выхода в основной ствол шахты (4) (см. схему). По направлению вправо ствол через две металлические двери выведет к завалу у входа шахты. Мы же продолжим движение влево вглубь горы. В начале и середине лета здесь стоит вода глубиной до 30 см, под ногами лежат шпалы, поэтому двигаться нужно с осторожностью, чтобы не споткнуться и не набрать воды в сапоги. Через 20-30 метров уровень воды понижается и сходит на нет. Иногда на дне тоннеля находится внушительный слой льда. Постоянно ощущается движение встречного потока воздуха, что предполагает наличие второго выхода в шахте. В основном ход сложен из гранитов и создаёт впечатление довольно прочного сооружения. Сначала можно двигаться в полный рост, затем уровень потолка понижается и приходиться наклоняться, оберегаясь от поперечных балок и угловатых каменных сводов. Через 70-80 метров встречаются первые боковые ходы (5) и (6) (см. схему). Правая штольня (5) (см. схему) почти доверху заполнена натечным льдом и не исследована нами. Левая сильно разрушена и перекрыта каменным завалом, но похоже имеет небольшой проход. Мы не рискнули туда соваться и что там за завалом остается пока тайной.
Продолжая движение дальше по основной штольне, обращайте внимание на своды шахты, здесь легко удариться о свисающие сверху доски, остатки крепей и каменные выступы. Под ногами может находится слой воды до 20 см. Пройдя ещё метров 40-50 мы выходим в небольшой зал (7) (см. схему) с лежащей посередине сломаной вагонеткой. Из зала в трёх направлениях выходят штольни. Первая (10) (см. схему) продолжает направление основного ствола, она короткая метра 3-4 и забита мощным деревянным щитом за который я вам заглядывать не советую, почему, это узнаете позже. Вторая (8) (см. схему) уходит вправо, в своё время она была закрыта бревенчатой перегородкой, которая сейчас наклонилась под весом обрушившейся сверху породы. Переготодку можно обойти слева по тесному проходу. Попав туда обнаруживаешь, что тоннель соединён с гигантской узкой выработкой на многие метры уходящей вверх. Видимо здесь и находилось то, зачем приходили сюда люди – вольфрамовая рудная жила. По всей узкой полости видны поперечные деревянные распорки, на которых устраивались настилы для работы шахтёров. В глубине правой штольни луч фонаря выхватывает завалы из камней и брёвен. Здесь велика опасность получить по голове каким-нибудь тупым и тяжёлым предметом типа бревна или камня, поэтому долго задерживаться на этом месте не стоит.
Левая штольня (9) (см. схему) также впечатляет и пугает своими каменными завалами и грандиозной выработкой. У нас есть серьёзные основания полагать, что она доходит до самой вершины горы и соединяется с одним из бездонных разломов, лежащих на теле хребта. Во первых, здесь найден аккуратный конус снега. Снег мог попасть в шахту только сверху. И, потом, два года назад в этом месте мы обнаружили дохлого зайца. Видимо по неосторожности косой провалился сюда через разлом. Так или иначе, а отходящие от центрального ствола штольни вызывали опасение своим состоянием, поэтому дальше мы не ходили. И так продолжалось до лета 2004 года. Как любопытство перебороло страх читайте в продолжении рассказа. Один в шахте... Это самое любопытство меня мучило с того дня, когда я впервые попал в шахту Колыванстроя. Попытки пройти дальше зала с вагонеткой разбивались о разные причины. Среди них отсутствие времени на исследования, объективный риск попасть под завал и просто бессознательный животный страх. Такое бывает, особенно, когда с незнакомой пещерой остаёшься один на один. Я помню своё кошмарное состояние когда в 2000 году мы с Васей Ридель пулей летели от вагонетки, кожей ощущая чьё-то присутствие за спиной. Зато как потом радовались небу и солнцу! Но человек не был бы человеком, если бы его не влекло неизведанное. Я в этом плане не исключение. И в этом году мне представился удобный случай. Мы разбили лагерь в Колыванстрое и ждали прибытия группы. Я остался присматривать за палатками и имел пол-дня свободного времени. Нельзя сказать, что я принял решение идти в шахту спонтанно от нечего делать, нет я готовился к спуску заранее и технически и морально. Алексею ничего об этом не сказал, так как знал, что он не одобрит мой поступок, я не хотел напрасно его расстраивать, но написал записку на случай если не вернусь к назначенному сроку с указанием времени выхода и предполагаемого маршрута. С собой у меня было два фонаря диодный и обычный, два комплекта запасных батареек, запасная лампочка, зажигалка, две стеориновые свечи, термос с горячим чаем, охотничий нож, банка консервов и печенье. Лагерь я оставил в 9.00 утра и уже в 9.45 начал спускаться в вентиляционный ствол шахты. До зала с вагонеткой шёл как обычно по старому сценарию, только намного быстрее. И вот выход в правую штольню (8) (см. схему). Пробираюсь в тоннель справа от бревенчатого щита. Щит завален обрушившимися сверху камнями и ледяными глыбами. Сверху зияет бездонная трещина выработки. Спускаюсь вниз, там стоит вода, лужа глубокая см 20-30. Осторожно бреду вперёд и натыкаюсь на завал из брёвен. В этом месте у тоннеля опять нет потолка, а брёвна рухнувшие сверху это распорки и крепи вертикального забоя. За завалом чисто и сухо. Метров через двадцать ход раздваивается я иду сначала вправо. С левой стороны вход в штольню (16) (см. схему), но он забит щитом. Сквозь отверстие внизу я протискиваюсь за щит и там обнаруживаю ещё один. За него пробраться уже невозможно, а ломать доски я сегодня не готов, хотя в руке и таскаю кусок арматуры. Через узкую щель вижу продолжение тоннеля. Что там дальше? Это предмет исследований будущего. Выбираясь из под шита нахожу полусгнивший металлический лоток с двумя ручками, наверное такими грузили руду в вагонетки. Хорошенько рассмотрев железяку, продолжаю идти дальше. Под ногами лёд, а впереди снова деревянный шит, снизу он завален камнями. Судя по направлению хода он должен соединятся со штольней (5) (см. схему). Возможно из-за каменного завала у щита этот тоннель заполнился натечным льдом. Тут мое внимание привлекает деревянная дверь справа. Это забой (17) (см. схему). Его назначение я понял лишь на следующий день, когда мы повторили спуск вчетвером, вместе с Алексеем Домашцом, Вадимом Свириным и Алёной Егуновой, чтобы сделать фотографии. Тогда меня заинтересовал ящик с песком, стоящий у стены. Я подумал: «Может в здесь хранили взрывчатку или образцы руды» и сижу копаюсь в нём руками, пока не подошли другие «заинтересованные лица» и не осветили фонарями надпись вверху. Она гласила: «ТУАЛЕТ». Осмотрев забой (17) (см. схему) я вернулся к развилке и направился влево в штольню (18) (см. схему), она имеет подковообразную форму с дверным проёмом посередине. Ход достаточно высокий и сухой. Я назвал эту штольню обходной. Обходная штольня вывела к тоннелю (19-21-24) (см. схему), который по моему мнению идёт паралельно основному стволу, но чуть правее. Вначале я отправился в ход (19) (см. схему) т.е. назад. Под ногами лежит слой прозрачного льда. Через 20 метров я увидел конец забоя, где с правой стороны зиял огромный разлом (11) (см. схему), он уходил бесконечной пустотой как вниз, так и вверх. Луч моего фонаря тщетно шарил в поисках опоры в этой пропасти. Из черной тишины то и дело доносился шум льющейся воды и грохот падающего льда. В конце забоя только четыре рельсы отделяли меня от бездны. Стало жутко и я ретировался. Потом был забой (20) (см. схему) S – образной формы в конце которого завал из неубранной породы и досок. Местами по стенам просматриваются выходы жил медной руды. Тоннель (21) (см. схему) вывел меня к последнему перекрёстку в этой части шахты. Самым длинной здесь была штольня (22) (см. схему) имеющая С- образную форму с изгибом в направлении хода (20) (см. схему). Тоннель (24) (см. схему) имеет в конце явно выраженную рудную жилу. Может быть это вольфрам? А ещё здесь выход медной руды тёмно-синего цвета. В тоннеле (23) (см. схему) ничего стоящего не обнаружил, кроме горной породы в конце забоя. Тут я обратил внимание на своё физическое состояние: у меня болела голова участилось дыхание и сердцебиение. Я подумал вдруг здесь из-за отсутствия вентиляции скопились тяжёлые газы или есть недостаток кислорода и решил уходить. Не хотелось потерять сознание в глубине горы. Но скорее всего это было результатом моего возбуждения и гиперактивности. Не задерживаясь больше ни на минуту я вернулся в зал с вагонеткой. Здесь был сквозняк и моё состояние стабилизировалось. Сначала я попытался заглянуть за щит в штольне (10) (см. схему), но через узкую щель так ничего и не рассмотрел, поэтому двинулся в левую штольню (9) (см. схему). Над ней огромная выработка, по всей видимости она выходит на самую поверхность. Аккуратный конус насыпанного сверху снега указывает на это. Справа от меня открылась узкая трещина, заваленная огромными камнями упавшими сверху. По этой трещине я пробираюсь к тому огромному разлому, который увидел из штольни (19) (см. схему), но теперь я подошёл к нему с другой стороны. Впереди справа от себя над провалом вижу щит забоя (10) (см. схему). Предупреждаю не пытайтесь сломать его с обратной стороны если у вас нет за спиной парашюта! Лучом фонаря стараюсь нащупать выход забоя (19) (см. схему) на противоположной стороне и вскоре мне это удаётся. Вижу доски и рельсы на смотровой площадке. Ледяной язык плотного снега под углом в 45 градусов спускается от моих ног вниз и теряется в глубине разлома. Не дай бог просвистеть по такому катку. Наконец, осмотрев разлом, снова возвращаюсь в левую штольню (9) (см. схему). Пробравшись через завал из камней и брёвен вижу справа от себя вход в забой (12) (см. схему). Он имеет целых две двери. На полу настелен деревянный пол у стены стол и лавка, по-видимому, здесь раньше была бытовка. На столе оставлены свидетельства посещений забоя колыванцами в виде почтового извещения и полусгнивших корочек общества автомотолюбителей. Фамилия владельца на удостоверении неразборчива, но последний членский взнос датирован 1989 годом. В бутылке из под водки лежит бумажная сотня времён перестройки. Похоже в этом месте последний раз люди были более 10 лет назад. В конце забоя круглое отверстие и оставленный в нём бур. Вот и все достопримечательности. Снова выхожу в левую штольню (9) (см. схему) и через несколько метров останавливаюсь у глубокого провала (13) (см. схему). Брошеный туда камень летит около 5 секунд, а значит глубина его примерно 50 метров. Перебираться через него я не рискую. За провалом слабо просматривается бревенчатый шит, что за ним остаётся загадкой. В 500 метрах южнее от этой шахты есть ещё засыпанный горизонтальный вход в гору, рядом глубокий вертикальный ствол, со следами установки подъёмника. Возможно все эти ходы составляют единую систему? В общем вопросов больше чем ответов. Но для их разрешения требуется уже специально подготовленная команда с соответствующим снаряжением и опытом. С такими мыслями я возвращался на поверхность. Самое смешное в том что я провёл в шахте всего лишь 55 минут. Боже, как я люблю небо и солнце! P.S. К большому нашему сожалению Виктор (автор этого отчета) погиб, погиб на сплаве. И так и не передал нам схему шахты. Очень жаль!!! Но может найдутся смельчаки и сами пройдут коридорами темными. Может и появиться у нас схема Колыванской шахты???
Мой светлый дом:www.phototerritory.ru заходите в гости!!!
|
|
| |