В 1910 году
Г. Гуркин создал картину «Озеро горных духов». Ее алтайское название
«Дены-дер». Названию картины давалось такое пояснение: «Любимое место горных
духов, куда редко может проникнуть человек, а потому оно чистое,
неоскверненное: по верованию алтайцев, таковыми могут быть только алтайские
озера, окруженные высокими скалами с вечными спутниками — снегом, льдом и
туманами». По поводу названия картины Г. Потанин писал: «Алтайцы различают
Дены-дер и Алысь-дер. Алысь - мифическое место, где вечно царит полумрак, где
никогда не бывает солнца: там обитают злые духи. В противоположность этому Дены
представляются местностью чистой, неоскверненной». Алтайские мифы на третьем
слое неба помешают сут-кол (молочное озеро) - небесный первоисточник жизни.
Молочное озеро, как и молоко, символ чистоты и святости у кочевников
Центральной Азии. С этой небесной сферой непосредственно связана жизнь людей на
земле. Это жизнепроизводящий центр Вселенной. Озеро является резервуаром, в
котором плещутся будущие жизни под присмотром легендарных существ: синего быка,
рыбы Кер-балык, божества Умай. Из молочного озера жизнь перетекает на землю и
заполняет вновь появляющиеся на земле формы живых существ. Алтайские мифы в
разных вариантах развивают идею живительной силы влаги и отражают
жизнеприносящую функцию воды. Развивается в мифах и противоположная идея, идея
все уносящего потока. Почти все реки Алтая текут с юга на север. Они
устремляются с горных вер-шин к равнинным просторам Западно-Сибирской
низменности. Поэтому, если на Алтае говорят, что человек приехал сверху, это
означает, что он приехал с юга. Космогонические мифы по-своему обыгрывают
течение рек с южных гор по направлению к северным равнинам. В мифах река - это
дорога, связывающая «верх» и «низ». Жители Алтая никогда не видели устья Оби,
но вопрос о том, куда уходит эта река, они для себя решили однозначно. Если
река течет «вниз», в холодные края, то она ведет в места, где обитают предки.
Там, «внизу», прошлое. Туда, в этот загадочный «низ», уходят после смерти люди.
Туда же течет и речная вода, чтобы потом вновь подняться на поверхность земли к
людям в виде родника. Воды озер и рек, дождь и снег - все это проявления стихий
мифического мирового океана, спрятанного где-то на севере глубоко под землей
или на ее краю. Раз река является дорогой в иные миры, то этим можно
воспользоваться. Принося в жертву хозяину воды молодого бычка, люди укладывают
забитое животное на плотик и отправляют его вниз по течению. Возможно, в
древности так поступали и с покойниками. Чтобы избавить ребенка от болезни,
куклу, изображающую младенца, сплавляют вниз по реке. Люди и хозяева воды
су-ээзи постоянно вступают во взаимодействие. Дух-хозяин воды управляет всеми
водами и человек должен регулярно приносить ему жертвы. Как и прочие
могущественные духи, хозяин вод находится по ту сторону добра и зла. И если
люди провинились, он может устроить наводнение или утопить кого-нибудь в реке.
Но он же поддерживает целительную силу Аржанов - источников, несущих людям
здоровье и долголетие. Наряду с главным духом воды люди почитают и хозяев
каждого отдельного водоема. Кроме су-ээзи в водоеме могут обитать всевозможные
зловредные духи, приносящие болезни и несчастья. По представлениям шаманистов,
злые духи не могут двигаться против течения. Путь у них лишь один - вниз по
реке. Может быть, поэтому алтайцы предпочитают селиться в верховьях рек,
поближе к их истокам. Там где рождается и от куда начинает свой жизненный путь
маленькая река.
Одухотворенность вод