В незапамятные времена
на синем, на белом Алтае жил мудрый старый шаман. Велика была его сила: знал
он, как Семи небесного Ульгеня просить о достатке и благе для народов
алтайских; знал, с какими словами к Эрлику обращаться, чтобы не чинил он людям
зла. Понимал шаман язык птиц и зверей, умел в прошлое оглядываться и в будущее
смотреть.
Жил тот шаман в глухой тайге, среди горных хребтов. Одиноко стоял у реки его
берестяной аил. Только тот человек и находил к шаману дорогу, у кого действительно
великая нужда была.
Большую мудрость скопил за долгую жизнь шаман; открылось ему, как должен жить в
согласии человек с человеком, землей, водой и небом, со зверем и птицей, чтобы
земля Алтайская вовеки стояла, цвела и богатела. Многие годы жил шаман; кто
говорит — сто лет, кто говорит — двести. Но вот заглянул он в будущее, и
увидел, что заканчивается отмеренный ему срок в этом мире. Глубоко задумался
шаман — ведь если умрет он, умрет с ним и великая мудрость, ибо нет у него ни
сына, ни ученика. Оставил шаман свой берестяной аил и спустился к людям, в
селения и аилы. Захотел найти человека с ясным умом и светлой душой, чтобы
знания свои передать. Но чем дольше ходил шаман, тем больше мрачнел. Измельчали
люди, угасла в них небесная искра. Молодой охотник хочет язык зверей и птиц понимать, чтоб под свой выстрел
подманивать. Умный и сильный сын хана спрашивает, как у Ульгеня себе одному
удачи и достатка выпросить. Про землю же родную никто и думать не хочет — а что
ей будет, стояла и еще столько же простоит!
В свой аил вернулся шаман. Лучшую одежду для камлания — обряда колдовского —
надел, главные слова нашел-вспомнил, к Ульгеню обратился — как быть? Шесть дней
пел-кружился шаман, шесть дней железные подвески на одежде звенели, меха
развевались. На седьмой день ответил шаману Ульгень: «Возьми ровное дерево,
возьми гладкие камни, на них сохрани письменами свою великую мудрость! Пусть
дожидаются те письмена в глубине Алтая человека с ясным умом и чистой душой!» Еще
шесть дней без сил лежал старый шаман. На седьмой день встал, взял гладкое
дерево, ровные камни, стал на них заветные письмена высекать-выдавливать. Никто
его работы не видел, никто стука по камню не слышал, никто не знает, где
складывал-прятал свои знания шаман. И успел ли оставить он людям главное свое
знание — как людям и земле в мире жить, или раньше умер — про то один Ульгень
ведает. Только течет на Алтае, меж горных хребтов, река Самуралу, у которой
стоял когда-то аил старого шамана. И переводится ее имя — «скрывающая книгу
мудрости, написанную на дереве и камне».Может, и найдется когда человек с ясной
душой, с небесной искрой, которому откроются сокровища старого шамана, и
настанет тогда вечный мир и благодать на Алтайской земле. А человеку тому
счастье бескрайнее да все богатства духовные.