Безопасное прохождение маршрутов
|
|
Лошадка | Дата: Понедельник, 10-Октября-2011, 12:44 | Сообщение # 21 |
Медный турист
Группа: Пользователи
Сообщений: 417
Статус: Оффлайн
| Движение с веслом При достаточном объеме спасжилета пловец с веслом представляет собой вполне самоходное судно и может в той или иной степени выполнять те же гребки, которые он выполнял на каяке. Особенно актуальны в данной ситуации прямая гребля, обратная гребля, прямое притяжение и зацеп. Правильно выполненный зацеп намного увеличивает ваши шансы зайти в нужное улово. Для придания своему телу поступательной скорости не забывайте работать ногами а-ля брасс или отталкиваться ото дна. При малом объеме спасжилета пловец погружен в воду сильнее, и работать веслом становится менее удобно. Если вам удобнее грести руками, по возможности толкайте весло перед собой или выбросите его на берег.
не все то золото - что блестит
|
|
| |
Лошадка | Дата: Понедельник, 10-Октября-2011, 12:45 | Сообщение # 22 |
Медный турист
Группа: Пользователи
Сообщений: 417
Статус: Оффлайн
| Движение без весла В зависимости от вашей комплекции, объема спасжилета и умения плавать, вам может быть удобнее плыть без помощи весла кролем или брассом. Брасс более предпочтителен, поскольку позволяет следить за обстановкой и координировать свои действия и свое дыхание сообразно ситуации. Наконец, если вы полностью обессилены и не способны самостоятельно перемещаться в воде, перевернитесь на спину, ногами вниз по течению. Используйте ноги для того, чтобы амортизировать удары о камни и отталкиваться от них в нужную сторону. При входе в глубокую бочку сгруппируйтесь, чтобы уменьшить вероятность травмы или заклинивания в камнях.
не все то золото - что блестит
|
|
| |
Лошадка | Дата: Понедельник, 10-Октября-2011, 12:45 | Сообщение # 23 |
Медный турист
Группа: Пользователи
Сообщений: 417
Статус: Оффлайн
| Выбор места для страховки Как уже отмечалось, основной способ страховки для каякера — это эскимосский переворот. Его следует выполнять во всех случаях, за исключением тех, когда он заведомо невозможен (например, потеря весла) или заведомо не позволяет гребцу восстановить контроль над лодкой (оверкиль в чрезмерно сложном для данного гребца пороге). Только после того, как эскимосский переворот не удался и гребец покинул судно, в действие вступают остальные методы страховки. Поэтому первое, на что следует обратить внимание — это выбор места для страховки. Независимо от выбранного способа, зона страховки должна начинаться не там, где возможен оверкиль, а там, где гребец реально покинет лодку. В отличие от всех остальных судов, для каяка эти две точки могут быть очень далеки друг от друга. Естественно, при организации страховки необходимо учитывать реальную обстановку на конкретном пороге и опасность попадания в следующее препятствие. В равной мере необходимо учитывать индивидуальные наклонности каждого каякера: встает ли он до успеха, или делает только одну попытку, или не пытается вставать вовсе. В зависимости от этого страховка может располагаться совершенно по-разному для каждого проходящего порог гребца.
не все то золото - что блестит
|
|
| |
Лошадка | Дата: Понедельник, 10-Октября-2011, 12:46 | Сообщение # 24 |
Медный турист
Группа: Пользователи
Сообщений: 417
Статус: Оффлайн
| Активная страховка каяками После эскимосского переворота это второй по надежности способ страховки. Он также является наиболее распространенным, поскольку явно или неявно применяется при прохождении препятствий походным порядком. Страховка каяком весьма трудоемка, поэтому крайне желательно иметь наготове не одну, а две или три лодки. В этом случае одна из них может взять пловца, другая — каяк и третья — весло, особенно если все эти предметы плывут порознь. Однако роль каждого из спасателей должна быть четко определена и сообщена пловцу, иначе они будут только мешать друг другу. Поскольку заранее предугадать, что и как именно придется вылавливать, достаточно сложно, один из спасателей должен явным образом командовать действиями остальных и самого пловца.
При предварительной постановке такой страховки необходимо просмотреть участок реки ниже по течению и определить план действий страхующих судов, возможные места причаливания и т.п. Хотя в реальной ситуации этот план почти неизбежно потребует значительных изменений, он предоставляет, по крайней мере, более или менее определенную основу для дальнейших действий.
Основные варианты действий страхующих лодок следующие:
Буксир. Пловец держится рукой за носовую или кормовую рукоятку страхующей лодки и гребет ногами; спасатель буксирует его к берегу. Другой рукой пловец может удерживать свою лодку за нос или корму, но буксировать такую цепочку крайне тяжело.
Перевозка на деке. Пловец вползает на нос или корму страхующего каяка и ложится на деку. При этом он может удерживать весло, но лодку ему придется бросить. Каяк с таким грузом ведет себя довольно неустойчиво, но доставить пловца на берег удается быстрее. На больших лодках для автономного сплава этот метод работает вполне эффективно.
Спасательная платформа. Если спасатель не в состоянии быстро доставить пловца на берег, но последующая часть препятствия не представляет большой опасности, он может пройти это препятствие вместе с пловцом и причалить к берегу ниже порога. Пловец при этом находится возле носа или кормы лодки и использует ее для того, чтобы надежнее удерживаться на поверхности. Спасатель выполняет лишь минимально необходимые маневры для того, чтобы обойти наиболее опасные места.
Частичная эвакуация. Если спасатель оказывается не в состоянии доставить пловца на берег и им обоим угрожает попадание в следующий порог, опасный для них обоих, то самое большее, что он может сделать в такой ситуации — это вывести пловца на более безопасную линию движения и покинуть его. В любом случае страховка не должна усугублять сложившуюся ситуацию; упустить одного человека в порог — это все-таки лучше, чем двух.
Толкач. Простейший способ поймать упущенную лодку — толкать ее к берегу, упираясь в нее носом каяка строго посередине. Если упереться в нее ближе к носу или к корме, она начнет разворачиваться, и вы проскочите мимо нее. Главная задача спасателя — столкнуть аварийную лодку с основной струи; после этого его работа значительно упрощается.
Буксировка лодки. Для этого необходимо иметь наготове короткую петлю из стропы, снабженную карабином. (Ее можно держать в кармане спасжилета или застегнуть вокруг пояса.) Защелкнув карабин на рукоятке или обвязке аварийной лодки, спасатель надевает петлю на одно плечо и буксирует лодку к берегу.
Перевозка весла. Догнать и подобрать упущенное весло обычно не представляет труда, но что делать с ним дальше? Самый удобный способ перевозки весла — положить его вдоль деки и задать небольшой постоянный крен в противоположную сторону, чтобы весло скатывалось с деки только в ту сторону, куда его не пустит ваш корпус. В таком положении вы осторожно причаливаете к берегу.
При буксировке пловца необходимо обратить особое внимание на вход в улово. В этот момент пловец может быть притоплен на сбойке или просто не удержать корму буксирующей лодки. Если это случилось, оставайтесь в улове и смещайтесь вдоль сбойки вниз по течению, чтобы снова подать пловцу корму, как только он покажется на поверхности. Иногда пловец сознательно отпускает лодку, считая, что сможет зайти в улово самостоятельно. Это грубая ошибка, которая часто вынуждает начинать спасработы заново. Пловец ни при каких обстоятельствах не должен отпускать буксирующую лодку до тех пор, пока спасатель явно не прикажет ему сделать это. Наиболее сложная задача для страховки — это эвакуация пловца, потерявшего сознание. Единственное, что может сделать спасатель в таком случае — немедленно бросить свою лодку и весло (если, конечно, они дешевле, чем жизнь потерпевшего) и буксировать потерпевшего вплавь, поддерживая его голову над водой. Помощь других спасателей в этом случае особенно необходима; в этом случае первый спасатель одной рукой держится за буксирующую лодку, другой удерживает потерпевшего.
не все то золото - что блестит
|
|
| |
Лошадка | Дата: Понедельник, 10-Октября-2011, 12:46 | Сообщение # 25 |
Медный турист
Группа: Пользователи
Сообщений: 417
Статус: Оффлайн
| Страховка спасконцом Возможно, этот способ работает достаточно эффективно в исполнении профессиональных инструкторов, регулярно упражняющихся в его применении. Однако в реальных условиях средне подготовленной туристской группы его результативность не превышает 3%. Поэтому всерьез рассчитывать на такую страховку вряд ли имеет смысл. Этому способу страховки обучают во всех школах туристской подготовки, однако при его практическом применении неизменно делаются одни и те же ошибки. Прежде всего, страхующий должен располагаться там, где пловец будет реально готов принять веревку. Об этом уже говорилось выше, но для пассивной страховки правильный выбор позиции особенно важен. Страхующий каяк, поставленный слишком высоко, все-таки способен сопровождать неудачника, наблюдая за его попытками выполнить эскимосский переворот и дожидаясь, пока он покинет лодку; но спасконец, поставленный не на месте — это заведомо бесполезный расход людских и материальных ресурсов группы.
Вторая обязательная задача при постановке страховки — это выбрать место причаливания. Ниже страхующего должно быть достаточно удобное и безопасное улово. Если улово невелико, то необходимо точно отмерить такую длину спасконца (с учетом его растяжения), чтобы страхуемый попадал именно в требуемое место.
Свободный конец веревки обычно закрепляется за дерево или камень. Это совершенно необходимо для страховки тяжелых судов. При страховке одиночного пловца, с каяком или без, нагрузка на спасконец значительно меньше, поэтому вполне возможно удерживать спасконец в руках. Естественно, сам страхующий должен при этом устойчиво стоять или сидеть на берегу и хорошо упираться для того, чтобы не быть сброшенным в воду. Для того, чтобы смягчить рывок в момент натяжения веревки, можно использовать торможение веревки через плечо, через пояс или через дерево. Если спасконец закреплен на берегу, то страхующий должен стоять выше него, чтобы натянутая веревка не сбросила его в воду.
Третья характерная ошибка — бросание спасконца наугад. Прежде чем бросить спасконец, необходимо криком или свистком привлечь внимание пловца и убедиться, что он вас видит и готов принять спасконец. В противном случае ваши действия будут абсолютно бесполезными.
Четвертая ошибка — бросание спасконца по высокой навесной траектории. Попасть в движущийся предмет при таком броске можно только случайно. Бросать спасконец необходимо с большой скоростью по низкой настильной траектории, прямо в руки пловцу. Если вы не уверены, что сможете точно попасть, бросайте спасконец так, чтобы немного перебросить его за пловца. Тот, в свою очередь, может развести руки и ноги в стороны, чтобы представлять из себя лучшую мишень.
Если бросок был удачным, не торопитесь вытаскивать пловца против течения. Скорее всего, это кончится тем, что течение притопит его, и он бросит веревку. Течение должно само привести его маятником в нужное улово — подобрать для этого необходимую длину спасконца следовало заранее. Вы можете бежать по берегу, укорачивая длину маятника — если береговая обстановка это позволяет.
Пловец, поймавший веревку, должен держать ее обоими руками, развернув кисти на 90°. Прежде, чем веревка будет натянута, необходимо перевернуться на спину, ногами вниз по течению, и пропустить веревку через плечо или подмышкой. Такое положение сохраняется до тех пор, пока течение не прибьет пловца к берегу. При натяжении веревки или при входе в улово течение может ненадолго притопить его, но отпускать веревку при этом не следует.
Пристегиваться карабином в данном случае вряд ли имеет смысл; если страховка поставлена неправильно и пловец повисает на такой струе, где он не в силах удержаться руками, то такая струя наверняка устойчиво притопит его, и ему будет необходимо отпустить веревку. Ни в коем случае нельзя наматывать веревку на руку — при хорошем рывке ваша рука будет вырвана вместе с веревкой. Не следует также повисать на веревке на вытянутых руках, лицом против течения.
не все то золото - что блестит
|
|
| |
Лошадка | Дата: Понедельник, 10-Октября-2011, 12:47 | Сообщение # 26 |
Медный турист
Группа: Пользователи
Сообщений: 417
Статус: Оффлайн
| Самостраховка при попадании в бочку Страховка пловца, попавшего в мощную бочку или пенный котел - один из самых сложных случаев страховки. Жесткое встречное течение и перепад уровней могут удерживать его в этом месте неограниченно долгое время, а сильно вспененная вода не дает достаточного запаса плавучести даже большому спасжилету. Вращаясь в турбулентном потоке, человек лишь время от времени оказывается на поверхности и может сделать вдох - но это очень непросто, поскольку после нескольких оборотов легко потерять ориентацию. Поэтому время для спасения пострадавшего крайне ограничено. Сам пловец должен активно пытаться выбраться из бочки, однако дать для этого однозначные рекомендации на все случаи жизни практически невозможно.
Можно переместиться вдоль лодки к краю бочки, и попробовать выйти оттуда. Это удается сделать в небольших, но жестких глубоких бочках, где пловец не находится в постоянном вращении. В мощной бочке это практически нереально.
Можно широко раскрыться и попробовать поймать донную струю нижней частью тела и/или веслом. Но если вы вращаетесь в бочке, которая распространяется на всю глубину русла, нужно, наоборот, сгруппироваться, чтобы защитить жизненно важные органы от ударов о дно.
Можно использовать лодку в качестве рабочего тела и оттолкнуться от нее, чтобы углубиться в донную струю. С другой стороны, находиться в бочке лучше с каяком в руках; он поможет вам удержаться на поверхности и послужит ориентиром для спасателей.
Можно сознательно поднырнуть под слив, чтобы падающая вода притопила вас как можно глубже и протащила под бочкой. Таким образом вы не пытаетесь преодолеть бочку своими силами, а противопоставляете ей энергию потока. Но этот способ едва ли приведет к успеху, если бочка распространяется на всю глубину русла.
Если вы используете надувной спасжилет, то, как утверждают, можно вспороть его ножом или выдернуть затычки баллонов. Это увеличит ваши шансы погрузиться в донную струю и преодолеть бочку, но одновременно сводит их практически к нулю в том случае, если вы и после этого останетесь в бочке, и значительно осложняет ваши действия при дальнейшем сплаве. Если решите попробовать, то начинайте со спинных подушек, чтобы после выхода из бочки полуспущенный спасжилет не перевернул бы вас лицом вниз. Лично мне этого делать не приходилось, и надеюсь, что не придется.
не все то золото - что блестит
|
|
| |
Лошадка | Дата: Понедельник, 10-Октября-2011, 12:47 | Сообщение # 27 |
Медный турист
Группа: Пользователи
Сообщений: 417
Статус: Оффлайн
| Страховка с поплавком Первый и самый очевидный способ вытаскивания пловца из бочки - обычная пассивная страховка спасконцом. Однако этот метод, малоэффективный сам по себе, в данном случае работает еще хуже. Спасконец нужно точно подать в руки пловца именно в тот момент, когда он окажется на поверхности; в противном случае он вряд ли сможет быстро воспользоваться веревкой. А чем может закончиться для него плавание в "стиральной машине" вперемежку с веревкой - едва ли требуется объяснять. Для того, чтобы точно подать спасконец, можно воспользоваться свободной лодкой как поплавком. Такая лодка должна быть полностью оборудована емкостями непотопляемости. Она пристегивается к спасконцу и подводится к пловцу одним из следующих способов:
Сверху по течению. Лодка сплавляется в слив с таким расчетом, чтобы она попала в то место бочки, где находится пловец, либо несколько дальше от рабочего берега. Если течение перед сливом несильное, то второй спасатель на каяке может точно выставить ее в исходную позицию перед сливом. Но в этом случае он должен в первую очередь следить за течением и за положением веревки, чтобы самому не быть сброшенным в слив.
Снизу по течению. Этот способ похож на предыдущий, но использует область обратного течения за бочкой. Если для точного выведения лодки используется каякер, он также должен в первую очередь следить за собственной безопасностью.
На двух спасконцах с разных берегов. Этот способ более трудоемкий и более требовательный к береговой обстановке, но он позволяет подвести лодку в любую требуемую точку.
Все эти способы страховки требуют определенного времени для подготовки, поэтому такая страховка должна быть организована заранее до начала прохождения.
не все то золото - что блестит
|
|
| |
Лошадка | Дата: Понедельник, 10-Октября-2011, 12:48 | Сообщение # 28 |
Медный турист
Группа: Пользователи
Сообщений: 417
Статус: Оффлайн
| Полуактивная страховка каяками Достоинство страховки каяком состоит в том, что спасатель может точно вложить носовую рукоятку своей лодки прямо в руки пловцу, как только тот покажется на поверхности. Однако после этого спасатель должен суметь выйти в безопасное место вместе с потерпевшим; наиболее же вероятный исход для свободного каяка - попадание в ту же бочку. Поэтому такие методы страховки опасны как для потерпевшего, так и для спасателей, и применять их следует только в тех случаях, когда никакие другие способы организации страховки невозможны или неэффективны. Каяк на привязи. Это относительно надежный способ, но для его применения необходима идеальная береговая обстановка: выступ берега, выдающийся в русло ниже опасной бочки. Спасконец закрепляется на берегу рабочим концом и пропускается через кормовую рукоятку страхующего каяка. Второй спасатель вытравливает веревку и позволяет спасателю на каяке осторожно подойти к самой бочке и взять пострадавшего, а затем, по его сигналу, вытаскивает его назад. На свободном конце веревки не должно быть никаких узлов; в самом крайнем случае, если страхующий каяк также попал в бочку, спасатель на берегу бросает этот конец и вытаскивает веревку с другой стороны. Это, конечно, не облегчит вытаскивание теперь уже двух потерпевших, но, по крайней мере, избавит их от угрозы запутаться в веревке.
Связка двух каяков. Этот способ чрезвычайно опасен для всех троих участников, и успешно применять его можно только в относительно небольших бочках. Веревка крепится к спасжилетам спасателей сзади, на уровне пояса; любой из них должен иметь возможность при необходимости быстро освободиться от нее. Конструкция обвязки спасжилета должна предусматривать такое прикрепление. Длина веревки подбирается так, чтобы тогда, когда один из них подходит к бочке, другой оказывался бы на наиболее сильной струе. По сигналу первого спасателя он начинает сильно грести вперед, вытаскивая его вместе с пострадавшим. При равном опыте участников целесообразно, чтобы со стороны бочки работал более легкий, а в качестве "буксира" - более тяжелый и физически сильный участник.
не все то золото - что блестит
|
|
| |
Лошадка | Дата: Понедельник, 10-Октября-2011, 12:48 | Сообщение # 29 |
Медный турист
Группа: Пользователи
Сообщений: 417
Статус: Оффлайн
| Наиболее частые варианты заклинивания лодки - на одиночном препятствии (камне, опоре моста), в узости и в водопадном сливе (к последнему случаю можно отнести также заклинивание при неудачной попытке тюленьего старта, но оно менее опасно). Сюда же можно включить попадание под завал или в карман. Помимо правильной оценки гребцом своих возможностей и опасности реки, вероятность заклинивания и тяжесть его последствий можно уменьшить за счет следующих факторов:
Полные обводы носа и кормы. При прыжке такой нос погружается в воду менее глубоко, быстрее начинает всплывать и имеет больше шансов соскользнуть с камней при касании дна.
Округлые обводы всей лодки. Такая форма оказывает меньшее сопротивление набегающему потоку в самом невыгодном положении.
Жесткое днище и борта. При посадке на камень это увеличивает вероятность соскальзывания, в то время как мягкий, податливый корпус лодки прогибается, и лодка прочно фиксируется на камне.
Заполнение всего свободного объема лодки емкостями непотопляемости. Чем меньше осадка залитой водой лодки, тем меньшее давление оказывает на нее поток.
Безопасная форма кокпита, позволяющая гребцу быстро покинуть судно.
не все то золото - что блестит
|
|
| |
Лошадка | Дата: Понедельник, 10-Октября-2011, 12:49 | Сообщение # 30 |
Медный турист
Группа: Пользователи
Сообщений: 417
Статус: Оффлайн
| Последний шанс для гребца Действия гребца при угрозе заклинивания можно свести к двум правилам:
Избегать заклинивания любыми способами, даже ценой оверкиля.
Немедленно покинуть лодку, если она начинает складываться пополам.
Если лодка движется бортом на одиночный камень, то гребец может попытаться сделать этот навал управляемым, задав крен в сторону камня и оперевшись на него веслом, локтем или плечом. После этого он может, не отпуская крен, столкнуть лодку в одну или в другую сторону. Если такой путь не сулит успеха (например, при навале на опору моста на сильной струе), гребец должен использовать все отпущенное ему время, до последней секунды, чтобы увести лодку от препятствия. Даже когда лодка уже переворачивается на отбойном валу или на самом камне, он может продолжать тащить ее вперед или назад, не пытаясь удержать ее на ровном киле. Сопротивление, оказываемое его телом набегающему потоку, помогает ему сдернуть лодку с камня. Миновав камень, гребец совершает эскимосский переворот. Если лодка подходит боком к узости и гребец не успевает провести нос лодки мимо препятствия, он может попытаться сместиться в другую сторону и войти в узость кормой. Если же лодка уже коснулась двух камней носом и кормой, то целесообразно либо сразу же сильно накренить лодку от струи, либо перевернуться наиболее естественным образом - навстречу потоку - и провернуться дальше, чтобы оказаться ниже лодки по течению. Это надо сделать быстро, пока лодка на начала складываться пополам. После этого следует немедленно покинуть лодку. В таком положении это удается сделать достаточно легко, поскольку поток помогает гребцу, а не мешает ему.
Если нос лодки упирается в дно при прыжке с водопада или тюленьем старте и лодка застревает почти вертикально, то можно попытаться свалиться из этого положения набок и затем выполнить эскимосский переворот. Но сделать это удается не всегда, приводнение при таком падении не всегда безопасно, а последующий участок порога может быть весьма сложен и опасен при таком неудачном начале сплава. Поэтому если гребец в состоянии оставаться в таком положении и свободно дышать, для него может быть более целесообразно подождать помощи с берега.
не все то золото - что блестит
|
|
| |
Лошадка | Дата: Понедельник, 10-Октября-2011, 12:49 | Сообщение # 31 |
Медный турист
Группа: Пользователи
Сообщений: 417
Статус: Оффлайн
| Действия страхующих при заклинивании лодки
Вытаскивание лодки боковой оттяжкой.
Вытаскивание лодки с помощью вертикальной и горизонтальной веревок. Если гребец оказывается не в состоянии самостоятельно вывести лодку из этого положения, то первое, что необходимо выяснить - это способен ли он покинуть лодку и способен ли он дышать. Если нет, то постарайтесь быстро добраться до него и поднять его голову над водой. Если это невозможно - попробуйте сдвинуть всю лодку. Вторая задача спасателей - стабилизировать ситуацию. Постарайтесь обеспечить такое положение лодки и гребца, которое не ухудшалось бы само по себе за то время, пока вы организуете более существенную помощь: чтобы гребец мог оставаться в таком положении достаточное время, каяк не переворачивался, не тонул и не складывался далее. При заклинивании лодки в сливе можно подвести веревку, натянутую поперек реки, подмышки гребцу, чтобы обеспечить ему опору. Но делать это нужно очень осторожно, чтобы вместо подмышек не захлестнуть его за шею.
Третий этап спасработ - освободить гребца. Это весьма нелегкая задача даже в том случае, когда он дышит и находится в полном сознании. В сложных случаях для этого приходится вскрывать деку перед кокпитом.
Наконец, остается вытащить саму лодку. При заклинивании на камнях чаще всего вы можете вытаскивать ее только поперек течения. После того, как вы прикрепили веревку к носовой или кормовой рукоятке каяка, вы можете тянуть его любым из известных методов: с помощью товарищей, полиспаста, боковой оттяжки. В последнем случае веревку следует изначально закрепить немного выше по течению.
Если вблизи заклиненной лодки имеется дерево или скала, то целесообразно организовать вытаскивание с помощью вертикальной веревки. Она позволяет поднять часть лодки над водой и освободить ее от действия потока. Если вы при этом можете закрепить веревку за любой конец лодки, то сделайте выбор так, чтобы давление потока на оставшуюся часть лодки помогало вам снять ее с камней. При заклинивании на одном камне, как правило, лучше поднимать дальний от рабочего берега конец лодки, при заклинивании на двух камнях - ближний. При заклинивании в сливе необходимо использовать две веревки: вертикальную и горизонтальную. Обе они крепятся за кормовую рукоятку. Вертикальная веревка позволяет поднять лодку из слива и освободить большую ее часть от давления потока. После этого лодка с помощью горизонтальной веревки подводится к берегу.
не все то золото - что блестит
|
|
| |
Лошадка | Дата: Понедельник, 10-Октября-2011, 12:50 | Сообщение # 32 |
Медный турист
Группа: Пользователи
Сообщений: 417
Статус: Оффлайн
| В отечественной туристской практике принято считать, что крупные суда более безопасны, имеют большие технические возможности и поэтому должны страховать каякеров. Это весьма распространенное и очень опасное заблуждение, как минимум, в силу следующих причин.
--------------------------------------------------------------------------------
Катамаран не сильнее каяка Издавна принято считать, что крупные суда способны проходить более сложные препятствия, а на одних и тех же препятствиях имеют больший "запас прочности". Это было бы верно, если бы, как минимум, гребцы на всех судах имели бы одинаковую подготовку. Например, если все они — члены одного низового коллектива физкультуры, которые всю жизнь путешествуют вместе и тренируются по одной и той же программе. Но в реальной жизни, как известно, все обстоит иначе: туристские группы формируются не по принципу равной подготовки, а по принципу равных возможностей применительно к выбранному судну. На одной и той же реке гребцы катамаранов, как правило, имеют настолько же более слабую техническую подготовку, насколько большую фору предоставляет им это судно. (Для определенности будем говорить о самом развитом и самом популярном из крупных судов — катамаране, хотя к плотам и другим крупным судам это относится в еще большей степени.) Те же гребцы, кто по уровню своей подготовки равен каякерам, но предпочитает ходить на катамаране, наверняка выберут себе более сложный маршрут. Поэтому в первом приближении экипажи каяков и катамаранов имеют на одном и том же маршруте примерно равные возможности. Если же учесть более тонкие эффекты, то результат оказывается однозначно не в пользу катамаранов. Прежде всего, это неслаженная работа гребцов. Четыре гребца и экипаж — это далеко не одно и то же. Для того, чтобы экипаж мог сработаться в единое целое, необходимо иметь определенный уровень технической подготовки каждого гребца (как уже отмечалось, достичь его можно только с помощью тренировок на одноместных судах) и определенное время (которого, как правило, нет из-за непостоянства состава экипажа). Причем чем больше численность экипажа, тем больше вероятность того, что в нем окажется один неопытный гребец, или того, что один человек из слаженной команды не сможет участвовать в походе.
Далее, сплав на катамаранах и других крупных судах провоцирует опасную гонку за максимальным уровнем сложности. Механизм этой гонки был описан выше. Поэтому катамаранщики, как правило, выбирают маршрут на пределе своих возможностей (которые они и оценить-то правильно не могут, но в силу известных слабостей человеческой натуры склонны скорее завышать, чем наоборот), и еще немного сверх этого предела. Каяк же быстро показывает возможности каждого гребца и приучает к тому, чтобы всегда оставлять некоторый запас мастерства на случай непредвиденных осложнений. Поэтому каяк в смешанной группе оказывается сильнее, чем идущие рядом с ним катамараны.
не все то золото - что блестит
|
|
| |
Лошадка | Дата: Понедельник, 10-Октября-2011, 12:50 | Сообщение # 33 |
Медный турист
Группа: Пользователи
Сообщений: 417
Статус: Оффлайн
| Крупные суда менее управляемы Каяк представляет собой управляемый объект: силы, прикладываемые гребцом, сопоставимы по величине с внешними воздействиями (весом, архимедовой силой, давлением потока и силами инерции). Именно благодаря этому он может двигаться по очень сложной траектории. Для всех крупных судов управляющие воздействия на порядок меньше, чем внешние силы; это пример так называемых слабоуправляемых объектов. В теории оптимального управления известно, что такие объекты могут двигаться лишь по траекториям, близким к траектории неуправляемого движения. В большинстве случаев этого достаточно для успешного прохождения порога сверху донизу. Но многие сложные и противоестественные для нормального сплава маневры, которые требуется выполнять при страховке, катамаран совершить не способен.
не все то золото - что блестит
|
|
| |
Лошадка | Дата: Понедельник, 10-Октября-2011, 12:51 | Сообщение # 34 |
Медный турист
Группа: Пользователи
Сообщений: 417
Статус: Оффлайн
| Страховка не всегда проще, чем прохождение При прохождении порога экипаж должен управлять движением судна относительно неподвижных берегов и без учета времени, может выбирать для себя простейшую линию движения и обсуждать свои действия заранее. При страховке же требуется совершать сложные маневры одновременно относительно русла реки, относительно движущегося объекта, синхронизировать свое движение с движением страхуемого, и принимать решения в быстро меняющейся и плохо прогнозируемой ситуации. Хотя страховка организуется, как правило, на более простом участке, в целом это может оказаться очень сложной задачей. А техническая подготовка экипажей многоместных судов оказывается в смешанных группах, как уже отмечалось, ниже, чем каякеров.
--------------------------------------------------------------------------------
не все то золото - что блестит
|
|
| |
Лошадка | Дата: Понедельник, 10-Октября-2011, 12:51 | Сообщение # 35 |
Медный турист
Группа: Пользователи
Сообщений: 417
Статус: Оффлайн
| "Чайник" — всегда "чайник" Слабая подготовка катамаранщиков, как правило, не ограничивается одним умением (или неумением) управлять лодкой. Она может проявиться в любом вопросе самым нежелательным для вас образом, и к вопросам страховки это относится в полной мере. Постоянно повторяющиеся ошибки при страховке спасконцом, помехи, создаваемые катамараном при причаливании и отчаливании, неразбериха при организации прохождения, непонимание ваших действий при штатном и особенно при нештатном варианте прохождения — лишь часть тех проблем, которых вам никогда не создал бы опытный каякер. Поэтому если вы не уверены, что сможете безопасно завершить прохождение без помощи катамаранов и других крупных судов — обнесите этот порог и не искушайте судьбу. Полагаясь на них в качестве страховки, вы создаете только иллюзию безопасности; в действительности же вы подвергаете себя еще большему риску.
не все то золото - что блестит
|
|
| |
Лошадка | Дата: Понедельник, 10-Октября-2011, 12:52 | Сообщение # 36 |
Медный турист
Группа: Пользователи
Сообщений: 417
Статус: Оффлайн
| СТРАХОВКА КРУПНЫХ СУДОВ В рекламном проспекте любой фирмы, организующей коммерческий рафтинг в Гранд-Каньоне, на Замбези, в Непале или где-нибудь еще в цивилизованном мире, вы неизменно найдете слова: "Наши опытные каякеры гарантируют вам 100%-ную безопасность." В свете всего вышесказанного такая постановка вопроса едва ли может показаться удивительной. В самом деле, поскольку каяк — более сильное и маневренное судно, то именно он должен страховать менее опытных товарищей, если уж они идут в одной группе.
Вылавливание людей, весел и прочих отдельно плывущих предметов не содержит существенных особенностей по сравнению с аналогичными действиями при страховке каяков. Здесь следует отметить только то, что гребцы с крупных судов, как правило, ведут себя в воде более пассивно и слабо представляют, что и как им следует делать, особенно при страховке каяком. Поэтому им особенно необходимы четкие и внятные команды: "Держись за ручку на корме!", "Греби ногами!!!" и т.п. Кроме того, существует вполне определенная закономерность: чем крупнее судно, тем большее число отдельных предметов приходится вылавливать после его оверкиля.
Самая сложная задача — вылавливание самого катамарана или плота. Это вполне реально, хотя смею вас уверить, что в одиночку ловить, скажем, перевернутую груженую четверку в I каньоне Чаткала — пренеприятнейшее занятие. Ни буксировать, ни толкать такой груз каяк не в состоянии, поэтому основной и практически единственный метод страховки состоит в том, чтобы столкнуть аварийное судно со струи одним или двумя ударами. Предварительный разгон позволяет накопить необходимый для такого удара запас энергии. После этого работа страхующих несколько упрощается.
При страховке крупного судна, прежде всего, не подходите к нему вплотную ни сверху по течению, ни снизу. Если один из вас вдруг затормозится в какой-нибудь локальной турбулентности, вы рискуете мгновенно оказаться под катамараном. Сделать что-то, находясь рядом с ним, вы все равно не сможете. Поэтому держитесь от него на расстоянии 2–3 корпусов, чтобы оставаться в безопасности и иметь пространство для разгона. Выберите улово, в которое вы будете его толкать, зайдите сбоку, со стороны струи, разгонитесь и ударьте либо в центр аварийной лодки, либо ближе к ее нижнему по течению концу. Первый вариант хорошо работает только при небольшой массе страхуемого судна, когда вашего удара достаточно, чтобы сразу столкнуть его со струи. Второй вариант имеет смысл применять только к судам удлиненной формы (например, катамаранам), расположенным вдоль течения. При таком ударе вы вталкиваете в улово только его нос, а остальную часть работы довершает разность скоростей в улове и на струе. Чтобы аварийное судно не развернулось на самой сбойке и не ушло дальше вниз по течению, желательно, чтобы второй каяк чуть позже ударил его в районе кормы или просто придержал корму. Это затормозит вращение судна, и оно, продолжая движение по инерции, пойдет по более широкой дуге вглубь улова.
не все то золото - что блестит
|
|
| |
Лошадка | Дата: Понедельник, 10-Октября-2011, 12:53 | Сообщение # 37 |
Медный турист
Группа: Пользователи
Сообщений: 417
Статус: Оффлайн
| Растяжения Растяжения мышц и связок конечностей — частые травмы у каякеров. Им в равной степени подвержены как руки, страдающие при чрезмерно интенсивной гребле, так и ноги, которые травмируются при ходьбе и беге по неудобному берегу во время обработки порогов и особенно во время спасработ. При чрезмерных нагрузках возможны и более серьезные последствия — например, тендовагинит (воспаление сухожилий). Меры профилактики таких травм достаточно очевидны.
Совершенствуйте технику гребли, чтобы не подвергать свои руки чрезмерным нагрузкам.
Совершенствуйте технику сплава в целом, чтобы переложить основную часть работы на сам поток и заставить его воздействовать должным образом непосредственно на корпус лодки. Руки, как правило, должны лишь тонко корректировать это движение лодки.
Регулярно делайте упражнения для растяжки всех суставов рук и верхней части корпуса.
Перед началом сплава выполняйте разминку для того, чтобы разогреть мышцы.
Соблюдайте осторожность при передвижении по берегу. Воздерживайтесь от излишней спешки. Как бы ни было похвально стремление быстрее помочь попавшему в беду товарищу, вы только усугубите ситуацию, если удвоите количество пострадавших.
Пользуйтесь специальной обувью, предназначенной не только для сидения в лодке, но и для интенсивной ходьбы по сложному берегу.
Меры первой помощи при растяжениях достаточно известны: покой, холод, компресс и приподнятое положение. Прежде всего, прекратите дальнейший сплав или ходьбу по берегу, чтобы избежать усугубления травмы. Если наблюдаются признаки внутреннего кровоизлияния (быстро увеличивающийся отек, иногда — пульсирующая боль), поместите травмированное место в холодную воду или оберните его мокрым полотенцем до тех пор, пока острая боль не спадет. При отсутствии таких симптомов в холодную погоду этого делать, наоборот, не следует. Плотно (но не туго) оберните место травмы эластичным бинтом, чтобы обеспечить постоянное давление. Поднимите поврежденную конечность на 30–50 см и положите ее на какую-нибудь подставку (камень, бревно, каяк), чтобы уменьшить отек.
не все то золото - что блестит
|
|
| |
Лошадка | Дата: Понедельник, 10-Октября-2011, 12:53 | Сообщение # 38 |
Медный турист
Группа: Пользователи
Сообщений: 417
Статус: Оффлайн
| Вывих плеча Это наиболее частая травма у каякеров. Обычно она происходит одним из двух способов: либо рука заходит за голову — вверх и назад, либо рука идет в плоскости плеч далеко вверх и вокруг головы. Первое часто случается при неправильном выполнении зацепа, притяжения, дуговой или параллельной опоры, эскимосского переворота "винтом". Вторая ситуация типична для неожиданного переворота в тот момент, когда гребец опирается на бочку; при таком перевороте удар весла о дно, о донную струю или о невспененный восходящий поток в основании бочки создает очень большую нагрузку на сустав. Поэтому основное средство профилактики вывихов плеча — это правильная техника выполнения всех приемов, исключающая подобные положения рук. Такие гребки просто неэффективны, поскольку в этих положениях ваши руки не способны развить значительные усилия. На это уже обращалось внимание при описании отдельных гребков, однако полезно будет собрать все эти правила вместе.
Следите за тем, чтобы ни при каких гребках ваши руки не оказывались вытянуты вверх и назад. При правильной технике ваши руки должны всегда находиться впереди плоскости плеч. Локти гребца не должны подниматься выше уровня плеч (за исключением локтя верхней руки при боковых притяжениях и зацепе).
Старайтесь не распрямлять руки полностью, особенно при выполнении тех гребков, где развиваются усилия, сравнимые с вашим весом (опоры и т.п.). Оставляйте их немного согнутыми для того, чтобы вы могли повернуть их в любую сторону в любом суставе и с помощью этого движения амортизировать рывок в любом направлении.
В ситуациях, где возможен резкий рывок, развернитесь таким образом, чтобы этот рывок был направлен от спины к груди (ни в коем случае не наоборот) и подходите к потенциально опасному положению с максимальной осторожностью. Старайтесь по возможности принять нагрузку не веслом, а корпусом. Например, при преднамеренном оверкиле для выхода из бочки сначала полностью раскройте корпус спиной к сливу, и только потом постепенно и осторожно углубляйте весло в донную струю.
При оверкиле, случайном или преднамеренном, прижмитесь к деке (к носу или к корме, в зависимости от того, каким способом эскимосского переворота вы намереваетесь воспользоваться) и расположите весло вдоль борта.
При глубокой дуговой опоре, параллельной опоре и перевороте "винтом" сгибайте верхнюю руку как можно сильнее. Чем ниже будет расположена ее кисть, чем ниже будет идти верхняя лопасть, тем легче вам будет избежать соблазна усилить гребок движением нижней руки назад за голову.
не все то золото - что блестит
|
|
| |
Лошадка | Дата: Понедельник, 10-Октября-2011, 12:54 | Сообщение # 39 |
Медный турист
Группа: Пользователи
Сообщений: 417
Статус: Оффлайн
| Вправление вывиха плеча В туристской литературе для всех тяжелых травм дается, как правило, только одна рекомендация — иммобилизация и транспортировка в медицинское учреждение. Это, безусловно, оправдано в общем случае, поскольку неспециалист, вероятнее всего, будет не в состоянии даже поставить правильный диагноз, и, тем более, не может знать способы вправления всех возможных вывихов и уметь применять их на практике. Некомпетентная медицинская помощь может только усугубить травму. Однако вывих плеча представляет особый случай. Во-первых, он происходит среди каякеров намного чаще всех остальных тяжелых травм, и знание того, как действовать в такой ситуации, особенно необходимо. Во-вторых, он происходит, как правило, типичным образом, в типичных ситуациях, поэтому можно достаточно определенно поставить диагноз и рекомендовать щадящие методы вправления вывиха, при которых дальнейшее осложнение травмы маловероятно. В-третьих, немедленное вправление вывиха ускоряет заживление травмы, уменьшает вероятность серьезных осложнений в долгосрочной перспективе и упрощает транспортировку пострадавшего. Поэтому в зарубежной литературе, где вопросам безопасности придается первостепенное значение, рекомендуется по возможности вправлять этот вывих на месте, особенно при невозможности быстрой транспортировки пострадавшего в медицинское учреждение. В любом случае, вопрос о том, стоит ли предпринимать такую попытку, предстоит решать самому потерпевшему.
Фактор времени. Если вы решили вправлять вывих на месте, это надлежит сделать немедленно. Сделать это относительно просто в течение первых нескольких минут; затем начинается мышечный спазм, который постепенно усиливается, и вправить вывих будет тем сложнее, чем больше времени прошло с момента травмы. Для человека с хорошо развитой мускулатурой вправить вывих без применения специальных мер возможно в течение, самое большее, 2 часов; для менее мускулистого пациента в вашем распоряжении имеется иногда до 4–6 часов.
Если вы предполагаете, что произошел вывих плеча, то немедленно дайте пострадавшему самое сильное обезболивающее, которое имеется в вашей аптечке (седалгин, спазган, баралгин), и 5 мг валиума под язык (так он воздействует быстрее). Валиум расслабляет мышцы и тем самым облегчает вправление вывиха. Желательно использовать более сильные релаксанты внутримышечно или даже внутривенно, если вы умеете делать такие инъекции. Можно выпить 1 ампулу седуксена или принять таблетку пипольфена или тазепама. Можно также сделать местную анестезию 1–2%-ным раствором новокаина, введя его в общей сложности 50–60 мл вокруг места травмы, но предварительно следует убедиться, что у пострадавшего нет аллергической реакции на новокаин.
Осторожно освободите пострадавшего от спасжилета и одежды. Осмотрите место травмы, проверьте, может ли пострадавший шевелить пальцами и кистью. Измерьте и запишите пульс на запястье.
Диагноз, как правило, достаточно очевиден. Пациент чувствует, что плечо у него находится не на месте, не может пошевелить рукой, локоть вывернут наружу, конфигурация плеча изменена. Только у людей с хорошо развитой мускулатурой или с большим количеством жира это изменение может быть не столь очевидно; в этом случае необходимо осторожно прощупать область травмы. Головка плечевой кости находится вне чашки сустава и практически при всех вывихах, происходящих у каякеров, смещена вперед или вперед-вниз.
Осложнения случаются достаточно редко, однако обратите внимание на следующее:
Имеет место действительно вывих, а не перелом плечевой кости в верхней части. При переломе наблюдается острая боль, значительный отек, чрезмерная подвижность руки; локоть может быть обращен к корпусу. В этих случаях оказание помощи в полевых условиях невозможно. Иммобилизуйте руку и транспортируйте пострадавшего в медицинское учреждение. При постановке диагноза учитывайте историю травмы: при неудачном гребке в чистой воде практически всегда происходит вывих. Напротив, если травма получена при сильном ударе плечом об острый камень, то есть серьезные основания подозревать именно перелом.
Достаточно часто наблюдается онемение небольшой области с внешней стороны руки, связанное со сдавливанием нерва в районе плечевого сустава. Серьезной опасности в данный момент оно не представляет, его следует просто принять к сведению и учесть при дальнейшем физиотерапевтическом лечении.
Изредка наблюдается неподвижность и нечувствительность пальцев. Это может свидетельствовать о серьезном повреждении плечевого нервного сплетения. Для заживления такой травмы требуется много месяцев. Вероятно, немедленное вправление вывиха остается и в этом случае наилучшим вариантом, поскольку практически весь ущерб, который можно причинить при этом, уже нанесен, и оно только уменьшает вероятность дальнейшего повреждения нервов. Однако окончательное решение должно оставаться за самим пострадавшим.
Основной принцип вправления вывихов состоит в том, чтобы тянуть вывихнутую конечность очень медленно и непрерывно. Это позволяет преодолеть мышечный спазм. После того, как вы вытянете головку плечевой кости на край суставной чашки, она "вщелкнется" на место. Если же вы будете тянуть слишком сильно или слишком резко, то спазм усилится еще более и вправить вывих будет намного сложнее. Из всех способов вправления переднего вывиха плеча, которые применяются в медицине, для неспециалистов можно рекомендовать следующие два. Эти методы наиболее безопасны.
Уложите пострадавшего лицом вниз на плоский камень, выступ скалы или что-то другое, похожее на стол. Рука пострадавшего должна свободно свешиваться вниз. Закрепите на его запястье груз около 2 кг (для пациента с хорошо развитой мускулатурой — 3 кг). Для этого можно использовать, например, каску, наполненную камнями. Постепенно увеличьте груз примерно вдвое; если пациент испытывает сильную боль, уменьшите груз. Оставьте пациента в покое. По мере того, как его мышцы устанут и расслабятся, вес груза сделает свое дело. При возвращении кости на свое обычное место пациент почувствует щелчок.
Уложите пострадавшего на спину, сядьте рядом с ним, выпрямив ноги. Если, например, у пациента вывихнута правая рука, то упритесь в подмышку этой руки сводом стопы (но не пальцами и не пяткой) правой ноги. Сохраняя ноги прямыми (чтобы они меньше уставали), возьмите пострадавшего за руку и очень, очень медленно откиньтесь назад. Не нажимайте слишком сильно ногой в подмышку, поскольку нервы проходят здесь очень близко. Для того, чтобы рука встала на место, иногда требуется до 5 минут.
Иммобилизация руки при вывихе плеча. После вправления вывиха, независимо от того, было ли оно удачным или нет, следует снова измерить и записать пульс на запястье. Затем следует иммобилизовать руку, прибинтовав ее к корпусу. Рука должна быть согнута в локте, кисть находится у противоположного бока. В таком положении пострадавшего следует транспортировать в медицинское учреждение. Как бы то ни было, дальнейший сплав и работа травмированной рукой для него исключаются. После вывиха руки, даже быстро и удачно вправленного, требуется значительное время для того, чтобы сустав полностью восстановился. Как правило, это означает, что каякер должен воздержаться от сплава до начала следующего сезона. Это необходимая мера, и только она может обеспечить вам полное выздоровление. При гребле с не полностью зажившим суставом возможна повторная травма, которая грозит в этом случае перейти в привычный, или хронический, вывих или подвывих плеча. Проще говоря, после нескольких вывихов сустав разбалтывается, становится менее надежным, и тогда угроза повторных травм будет дамокловым мечом висеть над вами до конца вашей каячной жизни.
не все то золото - что блестит
|
|
| |
msJann | Дата: Понедельник, 10-Октября-2011, 13:18 | Сообщение # 40 |
Железный турист
Группа: Админ
Сообщений: 734
Статус: Оффлайн
| Отлично!!! Можно идти на воду!!! Прочитав такие труды... Вот только катамаран доделаю.
Мой светлый дом:www.phototerritory.ru заходите в гости!!!
|
|
| |