[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: msJann  
Отчет по сплаву по р. Барнаулка 2005.
msJannДата: Суббота, 25-Июня-2011, 00:18 | Сообщение # 1
Железный турист
Группа: Админ
Сообщений: 734
Награды: 5
Репутация: 15
Статус: Оффлайн
"Сплав по Барнаулке 2005"автор: Виктор Козлов.

19 апреля

Наша разведка реки Барнаулки началась 19 апреля 2005 года с посадки на пригородный поезд Барнаул-Алейская. Около восьми часов утра мы с Алексеем затащили свои рюкзаки в вагон. Народу оказалось немного, поэтому мы никому не помешали. С собой у нас был небольшой катамаран-двоечка, палатка, ну и всё необходимое снаряжение на три дня автономного путешествия. Цель похода - разведать маршрут сплава по Барнаулке от с. Колыванское Павловского района до Барнаула. Два с половиной часа поезд, в народе именуемый как «пряха», «борол» расстояние в 80 км от Барнаула до Топчихи. В Топчихе не составило труда найти таксиста, который взялся за 150 рублей довести нас до села Ракиты, которое находится на краю ленточного бора. Один из наших рюкзаков полностью занял багажник волги, второй поместился на заднем сиденье так, что Алексей с трудом нашёл место рядом с ним. Таким образом, мы заполнили всю машину и тронулись в путь. Двадцать четыре километра проехали за полчаса. Таксист поинтересовался, с какой целью мы отправились в бор, сколько водки с собой взяли и почему едем без женщин. Потом посетовал на то, что реликтовый ленточный бор варварски и бесконтрольно вырубается. В Топчихе построили новейшую пилораму и для её нужд ежедневно шесть грузовиков в несколько рейсов вывозят строевой лес. Ширина бора в этих местах составляет 5-6 км, так что не трудно догадаться, что станет с лесом через два три года. Истребление ведётся под видом санитарных порубок, Районные власти, похоже, подкуплены и молчат. Попытки местного населения остановить беспредел безуспешны.
В Ракитах мы попрощались с таксистом и вышли за деревню. Остановились перекусить на краю бора, у дороги, где из брёвен выточены лавочки и стол. Было пасмурно, но довольно тепло. В 12 часов закончили обедать, загрузили на себя рюкзаки и вышли на лесную дорогу. Здесь я нашёл мобильник, правда, уже не рабочий, похоже, он с самой зимы валялся в луже. Чуть больше часа мы шли по воде и грязи, а потом по песку и, наконец, вышли к деревянному мосту через Барнаулку. Перебрались на левый берег реки, прошли ещё метров 300 и остановились напротив пионерского лагеря. Здесь решили собирать катамаран. Раму срубили из тальника, росшего в изобилии по берегам. Связали её резиной, накачали баллоны катамарана и пришнуровали их к раме. Всё наш «корабль» готов! Собрали вёсла, привязали рюкзаки и в путь. Река здесь 5-6 метров шириной, берега заполнены почти до краёв, но глубина не более1,5 метра. Скорость течения небольшая, русло извилистое.
Вскоре пойма реки стала расширяться. Лес отступил, на метров 500 в каждую сторону, обнажились солончаки. Свежая трава ещё не пробилась и пейзаж, в сочетании с серыми солонцами и пасмурной погодой был угнетающим. Через час сплава нам встретился первый мост, наскоро сложенный, из деревянных балок и шпал. Пройти под ним на катамаране не представлялось возможным. Мы зачалились и пока обносили катамаран к мосту подъехали два КАМАЗА до отказа гружёные лесом. Когда они переезжали мост, нам с Алексеем стало страшно. Шпалы прыгали под колёсами как спички, всё хлипкое сооружение ходило ходуном, и это притом, что снизу уже выпали две продольные балки. Мы поговорили с водителями. Оказалось, что с этой стороны бора лес вывозят на Ж/Д станцию в Арбузовку, откуда, предположительно, продают в Казахстан. Машины были нагружены отнюдь не больными деревьями, а ровными стволами диа-ом не менее 40 см.
Судя по карте, мы прошли за час более 10 км. И это настроило нас на то, что речку мы пройдём быстро, от силы за два дня.
Скоро солончаки сменились болотом и заливными лугами, лес, как и прежде, отстоял на приличном расстоянии от реки. Сосна не может рости на болоте, поэтому пойма заполнилась березняком и кустарниками. Изменился характер течения. Русло превратилась в сплошные петли, образуя меандры. Эти петли здорово осложнили нам жизнь и значительно снизили скорость передвижения. При каждом повороте река меняла направление течения от поступательного на 90, а то и на 180 градусов. На поворотах скорость катамарана резко падала из-за хаотически- возникающих турбулентных потоков воды. Кроме того, маневрированию мешали заросли кустарников по берегам. Зато эти места - рай для всякой водоплавающей птицы, которая встречалась нам в изобилии. Разного рода утки срывались с воды при нашем приближении, через каждые 300-500 метров. Три раза за поход видели серых журавлей. Ястребы, сокола и много всякой мелкой птицы. А по вечерам и утрам раздаётся столько птичьих голосов, что во многих случаях мы затруднялись определить, кому они принадлежат. В реке много ондатры и бобра, которые часто не успевали спрятаться при нашем приближении. Поскольку, двигались мы тихо, то заставали зверьков врасплох, и они в испуге с диким шумом плюхались в воду.
Около семи часов нам снова встретился мост. К нему вела разбитая лесовозная дорога. Карта у нас была, весьма неточная, а ближайший мост на ней отмечен напротив села Черёмного, поэтому мы решили, что прошли уже 1/3 пути. Обнеся катамаран по берегу отправились дальше, но через пять минут снова уткнулись в завал из упавшей берёзы и нанесённого рекой мусора. Пришлось повторить обнос.
Близился вечер, и в начале девятого мы решили остановиться на ночлег на берегу заливного луга. Выбрали пятачок сухой земли. Вокруг стояли мелкие копны прошлогоднего сена. Палатку поставили на толстую прослойку из сена, и сверху навалили его для тепла. Так что получился шалаш как у Ленина в разливе. Дрова пришлось таскать по затопленному лугу, почти по колено в воде, из ближайшего березняка. Земля была такой промёрзшей, что с большим трудом удалось установить колья для костровища. Наскоро приготовили ужин. Кстати, вода в реке не самая приятная. Она имеет коричневатый оттенок и специфический болотный запах. Несмотря на холод, уже появился первый комар. Представляю, что в этих местах твориться в середине июля. Поужинав, мы отправились в палатку. Спать было комфортно, тепло, а главное мягко. Ночью к лагерю приходил любопытный бобёр он отчаянно бил хвостом по воде и долго плюхался в реке. А утром нас разбудил разноголосый гомон птиц.
20 апреля

Отчалили мы в 9.45 а, через 20 минут русло перегородил старый мост-зимник. Снова катамаран обнесли. Пойма реки стала сужаться, лес подступил к самым берегам, в основном это была берёза и осина. На этом участке мы столкнулись с работой бобров. Русло реки было завалено деревьями, поваленными бобрами, их плотины и хатки заставляли обносить катамаран по берегу. А это непросто, потому что приходилось пробиваться сквозь заросли шиповника, малины и прочих колючек. Потом дорогу преградил металлический понтонный мост, частично смытый в воду рекой. Катамаран обнесли. Дальше затор из плах, который пришлось обносить, потом разрушенный пешеходный мост. Здесь пробрались между опорами. Скоро река вышла из зарослей на широкий зелёный луг, где мы встретили серых журавлей. Их было почему-то не пара, а три. На своих длинных ногах, они как на ходулях паслись на берегу. Увидев нас, тяжело взлетели, сделали пару кругов над рекой и, громко крича, улетели. А река вновь нас завела в кустарник. Русло настолько сузилось, что наш небольшой катамаран с трудом продирался сквозь заросли.
В половину первого дошли до строящегося деревянного моста. Здесь остановились на обед. Пока готовили еду, разделись и загорали. Было тепло и солнечно. Через час продолжили сплав. Берега реки стали выше, болото осталось позади, сосновый бор подступил ближе к воде. Короче, пейзаж изменился в лучшую сторону. Да и русло расширилось, хотя и продолжало отчаянно петлять. Мы зачалились подкачать катамаран. Я случайно оступился у берега и тут же оказался по пояс в воде. Пришлось выжимать одежду и выливать воду из сапог. Время уже половина пятого. Слева до нас доносится отдалённый звук идущего поезда. Предполагаем, что мы напротив Стуково (это на середине нашего пути). Через час, преодолев пару речных завалов, встречаем высокий деревянный мост, под которым проходим без труда, а через некоторое время видим на берегу первую за поход постройку – это насосная станция. Впереди железный мост у которого сидят рыбаки. Быстро чалимся и идём уточнить наше местоположение. Спрашиваем что за деревня, говорят Черёмное. Мы в шоке. Это значит, что мы не прошли ещё и половины пути. По нашим расчётам это Черёмное мы должны миновать максимум утром. Дело в том, что от Колыванского до Черёмного по прямой не больше 20 км. А вот из-за петель на реке эту цифру нужно умножить на два. И это притом, что у нас ходкий катамаран и гребём мы, не останавливаясь, почти весь световой день!
После Черёмного река течёт в зарослях тальника, образуя длинные поперечные петли, причём расстояние между ними в некоторых местах от 2 до 15 метров. Так что ты свободно видишь противоположный канал. И это конечно выматывает. Сначала гребёшь и видишь дерево с одной стороны, потом делаешь петлю, рассматриваешь его же, но с другой стороны. Зато в этих зарослях мы гоняли бобра. Сначала он пытался удрать от нас по течению. Вынырнет, вдохнёт и плывёт дальше. Но когда понял, что мы быстрее, ушёл в сторону и спрятался под корягами.
Вечерело, и мы уже присматривали место для стоянки. Наконец, сосновый бор вплотную подошёл к реке, и на пригорке мы увидели корпуса пионерского лагеря. Это было удобное место для стоянки, кроме того, появилась надежда набрать питьевой воды, в которой испытывали острый недостаток. Мы зачалились, пока устанавливали палатку и готовили дрова, пришёл местный сторож. Рассказал, что лагерь называется «Маяк» и он находится в 2 км от Стуково. Вечер был тёплым, снова появился комар. Здесь его было даже больше чем на болоте. Мы сходили за водой, сварили ужин и отправились спать. В этот раз без подстилки из сена было прохладно. К утру, мы основательно подмёрзли.
21 апреля

Когда встали, первым делом развели костёр и обогрелись. Потом подогрели еду, позавтракали, накачали катамаран и в путь. С берега нам на прощание помахал сторож лагеря. Теперь река петляла по большому заливному лугу. Она разлилась до 10-15 метров в ширину, была спокойной и мелкой. В небольших заводях стояли сети, здесь рыбаки ловили карася и щуку. Луг сменился зарослями тальника с узкими проходами, заторами из плавника и сплошными петлями. Мы отчаянно гребли, ведь оставшийся путь решили преодолеть за сегодняшний день. Наконец, река вошла в сосновый бор. Здесь русло расширилось. Но основными препятствиями оставались заторы из брёвен и поваленных бобрами деревьев. Их мы уже не обносили. Если бревно было без сучков, то мы разгоняли катамаран и сходу переезжали через него. Иногда он зависал на стволе, тогда мы выбирались на бревно и перетаскивали «посудину» на другую сторону, потом вдогонку запрыгивали на баллоны. Если в воде лежало дерево, то катамаран протискивали между ветками, поднимая баллон до вертикального положения. Впрочем, способов преодоления препятствий было изобретено множество, всех и не перечислишь.
К часу дня по берегам Барнаулки пошла зона пионерских лагерей. Они следовали один за другим. Одни ухоженные и красивые, другие разрушенные и унылые. Здесь мы попали в самый настоящий лесной пожар. По берегам с рёвом горел камыш и прошлогодняя трава. От высокой температуры с треском разрывало пустотелые хвощи. Пожар был низовой и распространялся не так быстро, как верховик. Никто его не тушил, лишь на территории одного лагеря какой-то мужик пытался ветками сбить пламя, вышедшее за пределы ограды. Он нам сказал, что это не пожар, а так они борятся с популяцией клеща и вообще виноваты лесники, они, мол, тут всё подпалили. Как-то все это напоминает Вьетнам, тактику «выжженой земли» американцев. Но там враги уничтожали чужой народ. А здесь мы сами безжалостно губим собственную среду обитания ради истребления клеща!
Обедали мы в сухомятку ради экономии времени, ориентировочно в районе Штабки. До города оставалось как минимум 20 км. К пяти часам достигли Борзовой Заимки это уже пригород. Интересно, что и здесь ещё водятся бобры. Сами видели, как один экземпляр размером с поросёнка грохнулся в воду. Пока сплавлялись по посёлку, наслушались про себя много интересного, хорошо, что пацаны ещё камнями не закидали. А потом была зона отдыха на Барнаулке, где мы своим неожиданным появлением «спалили» не одну кампанию пьяных горожан. Они считали себя в безопасности и скрытыми от чужих глаз. А тут появляемся мы в двух метрах от берега. Особенно повеселила одна толстая тётка, которая купалась голышом и, увидев наш катамаран, смешно буксовала в грязи, пытаясь выбраться на берег.
Ну вот, наконец, и Ж/Д мост – конечная цель нашего путешествия. Здесь мы разбираем катамаран и через лес выходим на трамвайную остановку.
Барнаулка пройдена. О том, что такой длинный участок по этой реке преодолел ещё кто-то, у нас сведений нет. Делаем вывод, что для массового туризма, больших групп прохождение этой реки нецелесообразно. Слишком много препятствий естественного и искусственного происхождения, преодоление их трудоёмко. Поход требует больших затрат физических сил сноровки в гребле, опыта в управлении судном. Есть проблемы с питьевой водой. Но, для малых групп, на коротких участках, в спортивных целях, или, напротив, в целях пассивного отдыха; на катамаранах-двойках, байдарках и каяках сплавы вполне возможны. Рекомендуем начинать сплав не выше с.Стуково.


Мой светлый дом:www.phototerritory.ru заходите в гости!!!
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Используются технологии uCoz